top of page
  • Фото автораARPort

Исследование эффективности применения виртуальной реальности на факультете "Экстремальной психологии" МГПУ


Студенты и преподаватели факультета "Экстремальная психология" МГППУ уже давно изучают виртуальную реальность как инструмент обучения и тестирования реакций специалистов на экстремальную среду. Знания, подкрепленные виртуальной картинкой, звуками, способами виртуального взаимодействия сотрудника с представленной средой, помогают постепенно выработать нужные для адаптации навыки. Причем такая тренировка позволяет подготовить специалиста как в области профессиональных навыков, так и в области психологических.


Для подтверждения этого факта Психолог МГППУ Гвоздева А.А. и преподаватель Зинатуллина А.М. разработали собственную методику проведения эксперимента и оценки эффективности обучения в VR. Гипотезой стало предположение о том, что применение виртуальных технологий, нацеленных на развитие навыков деятельности в опасных ситуациях, способствует повышению профессионально-психологической подготовки сотрудников к деятельности в экстремальных условиях и оптимизации у них показателей самочувствия, настроения и общей активности. А для проведения эксперимента был выбран наш самый популярный VR-тренажер “Спасение пострадавшего от удара электрическим током”.

Подробное описание эксперимента и анализа его результатов опубликовано в Издательство Нота Бене, ознакомиться с текстом публикации можно по ссылке. А здесь мы поделимся с вами основными параметрами эксперимента и его выводами.


Для проведения эксперимента были привлечены 32 человека - студенты, проходящие обучение по направлению «Экстремальная психология» в МГППУ. Все они были диагностированы по уровню знаний о работе с высоким напряжением. По результатам было отобрано 20 человек с самыми низкими показателями. 10 из них вошли в экспериментальную группу (ЭГ) обучения с помощью VR, а 10 других вошли в контрольную группу (КГ), которая не подвергалась никакому воздействию.


Показатели участников ЭГ по всем методикам после прохождения обучающей программы в VR значимо повысились. Естественно, улучшились результаты по тестированию знаний. Интересным было то, что «Самочувствие» улучшилось до высоких показателей, что отражает позитивные изменения в самоощущении студентов. Также высоких значений достигли показатели «Активности». Показатели КГ в контрольной группе, как и ожидалось, значимых результатов не показали.


Анализируя результаты, можно сказать, что воздействие оказанное на экспериментальную группу было эффективно, что подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что применение виртуальных технологий, нацеленных на развитие навыков деятельности в опасных ситуациях, способствует повышению профессионально—психологической подготовки студентов к деятельности в экстремальных условиях и оптимизации у них показателей самочувствия, настроения и общей активности.


Данные исследования можно использовать в качестве основы для разработки тренингов с применением технологий виртуальной реальности для представителей профессий особого риска или для подготовки специалистов к деятельности в опасных условиях.

52 просмотра0 комментариев
bottom of page