top of page
  • Фото автораARPort

Как поднять мотивацию обучения ОТиПБ



Все устали от инструктажей по ОТ и под любым предлогом пытаются их избежать? Спешим сообщить, что от этого страдает не только ваша компания. С потерей интереса к инструктажам по ОТиПБ рано или поздно сталкивается любой работодатель. И тогда вместо того, чтобы решать ЧТО преподавать, вы решаете проблему КАК загнать всех в класс. А слышите вместо этого отмаз: “Ну, я же опытный специалист. Да, все я знаю. И корочки все есть. Давайте распишусь по-быстрому, работы полно.” Знакомо?

Но гарантирует ли наличие сертификатов отсутствие травм, аварий и прочих неприятностей на производстве и в быту? По данным того же Министерство труда на производственных и строительных предприятиях РФ ежегодно регистрируется до 4.5 тыс. случаев тяжелого травматизма. И 68% из них связаны с человеческим фактором.

Ни правильная организация труда, ни даже своевременное проведение инструктажей не может справиться с фактами, когда человек не выспался или поругался с близкими перед выходом на опасную работу. Наши контрольные функции ослабевают, если мысли заняты другим.

Среди причин опасных действий можно выделить 3 основных:

  1. Человек повторяет одни и те же действия, при этом у него стирается эффект новизны и притупляется чувство опасности.

  2. Если сотрудник периодически допускает незначительные нарушения правил и инструкций, и это не приводит к авариям, то у него формируется привычка и к опасности, и к нарушениям правил. Эффект от таких безнаказанных нарушений ведет к переоценке собственных сил, возникает самонадеянность.

  3. Стресс, усталость, спешка в сочетании с причинами выше создает эффект резонанса и вероятность несчастного случая повышается на порядок.


Победить этот психологический фактор можно только на психологическом уровне. А именно - выработкой навыка безопасного поведения на уровне рефлекса. А рефлексы не вырабатываются теоретически, на лекции - нужна практика. И желательно со всеми последствиями опасных действий в условиях, максимально приближенных к реальным. Только воспроизведение последствий неправильных действий, которые можно реально ощутить «на себе», приведут к нужному эффекту - выработке рефлекса. А для закрепления надо добавить стресс, спешку и прочие отвлекающие факторы. Чтобы человек мог осознать, насколько велико влияние этих факторов на безопасность.

Как все это можно реализовать без риска для жизни и здоровья? Только в виртуальной реальности (VR). Только в VR можно правдоподобно имитировать процессы выполнения опасных работ и при этом ощутить последствия от нарушения правил без риска для жизни. Научившись на своих ошибках, люди действуют более осознанно и осторожно.


А еще в шлеме VR обеспечивается максимальная концентрация на обучении и вовлеченность в действие - поле зрения и слуха ограничено очками VR. Как результат вырабатывается навык правильных действий в стрессовых ситуациях - сотрудник получает “прививку” от неправильных действий, ведь повторение помогает навыку безопасности подняться на уровень рефлекса, а работодатель получает оцифрованную объективную картину знаний и навыков персонала.


bottom of page